На главную страницу
Оглавление

Глава 3. Идеи Ф. Достоевского и Н. Бердяева
в свете фиксированного креста.  

 

В судьбе Ф. Достоевского реализовалась мистерия фиксированного креста знаков Зодиака – Скорпиона (страдание, страсть), Водолея (свобода), Тельца (материальный мир, финансовое благополучие) и Льва (любовь, игра, дети, творчество). В этих же знаках находились планеты крестовой ситуации гороскопа Бердяева, из-за чего философ так живо реагировал на проблемы, поставленные писателем. С этой точки зрения можно было бы сказать, что Бердяев понимал Достоевского даже больше, чем последний сам себя понимал. Философ концентуализировал мысли писателя, диссоциированные в различных его художественных произведениях, именно потому, что имел в своем радиксе «остов» этих проблем, чего не было у Достоевского. У Достоевского только Солнце и Лилит в Скорпионе и Прозерпина и Марс во Льве плюс асцендент в Тельце – вот и все из задействованных знаков неподвижного креста. При этом Прозерпина и Марс связаны квадратурами с Солнцем, а Марс находится в точном свободном, творческом аспекте квинтиль к Черной Луне. Учитывая, что Черная Луна в Скорпионе экзальтирует, является наисильнейшей планетой в космограмме Достоевского и одной из наиболее аспектированных, можно сделать вывод, что именно она являлась «пусковым механизмом» для всех происходящих событий в жизни писателя. Она всегда диктовала свои условия и сама инициировала все связанные с ней планеты. В частности, она включала квинтилем Марс во Льве, и это породило идею, высказанную героем «Записок из подполья», что человек может действовать и во вред себе, лишь бы «по своей глупой воле» жить. Главное при этом – его свобода, его самостоятельность. Бердяев писал, что героям Достоевского, воплощающим русский национальный характер, не хватает самодисциплины духа, духовной мужественности. У Достоевского же был очень сильный Марс, и ему хватило силы воли для того, чтобы справиться с жизненными трудностями. Для него путь страданий, который не очень приветствовал Бердяев, завершался духовной победой над собой. То же он видел и в русском народе, но вот этого как раз народу не хватало. Писатель слишком отождествлял себя со всем народом и в этом делал ошибку.

Бердяеву не нравилась акцентуация духовного пути на страдании, так как из всех знаков фиксированного креста Скорпион был у него наименее выражен, потому и чужд его природе: в нем было указание на его отработанную программу, – Южный Узел. Поэтому философ не придавал ему особого значения. А у Достоевского в Скорпионе был источник всех его жизненных интересов. У писателя в гороскопе было три (из семи во всем Зодиаке) разрушительных градуса, в которых находились планета духа Солнце (отчего Достоевскому удалось воплотить в своих произведениях образ больного духом народа), точка цели mc (к своей цели ему пришлось идти через разрушения и кризисы) и планета религии Юпитер, связанная с расширением сознания. Юпитер был альмутеном VIII дома, отчего непосредственно был связан со страданиями, тем более что он был в соединении с управителем mc Сатурном. Именно Юпитер соединился с Черной Луной Достоевского, когда на него падали осколки кометы Шумейкера-Леви в 1994 г. Последним соединением Юпитера с Лилит Достоевского был период начала октября 1875 г., спустя месяц после рождения его последнего сына Алеши, который затем умер. Тогда же он заканчивал роман о детях «Подросток».

За цикл до этого обращения Юпитера, в октябре 1863 г., Достоевский находился на отдыхе в Европе, где он жил со своей любовницей Аполлинарией Сусловой, которая любила в тот момент другого (который, в свою очередь, к тому времени ее уже бросил, отчего она страдала и заставляла страдать Достоевского). В это же время он с головой погрузился в игру на рулетке, отчего потерял много денег, влез в огромные долги. И тогда же родился замысел его романа «Игрок», в котором почти полностью описана была его жизненная ситуация на тот период. Таким образом, прохождение Юпитера по Лилит знаменовало собою особый накал страстей, в первую очередь, в связи с событиями V дома. Приблизительно то же самое, видимо, несет и Юпитер кометы Шумейкера-Леви. Очищающий удар был сделан по области «грязных» страстей человеческих (сам Достоевский почти физически ощущал «грязь» атмосферы казино, остро чувствуя ее дьявольское начало). Эти страсти уничтожают образ Божий в человеке, отчего он становится «грязным» животным, как в мифе о Золотом Осле. Достоевский много раз говорил Аполлинарии Сусловой, что страдания очищают и облагораживают человека, и во многом по этой причине она (бывшая в то время совсем юной девушкой, во многом духовно и нравственно зависимой от него) создавала ему все условия для того, чтобы он страдал. Но это не только способствовало его духовному очищению, это еще доставляло ему извращенное удовольствие.

Итак, путь России, поскольку она связана с одним из знаков фиксированного креста, это тоже путь через распятие на точках пересечения энергий этих знаков. Поэтому Бердяев, с подачи Достоевского, выделил как свойство русского духа три характеристики этого креста – свободу (Водолей), любовную страсть (Лев) и страдание (Скорпион). Не был рассмотрен в полной мере только Телец. А ведь в Тельце у Бердяева находится Северный Узел, поэтому ему надо было нарабатывать энергии этого знака. В мистерии романов Достоевского присутствуют все четыре точки. Проблема Тельца непосредственно связана с проблемой противоположного ему Скорпиона: если у тебя нет денег, – ты унижен и оскорблен, оттого и страдаешь. Знак Тельца рассмотрен писателем только в отрицательной его ипостаси, – когда денег нет. Он не познал положительных качеств этого знака. Именно этих качеств не хватает России для того, чтобы реализовать в своем духе весь неподвижный крест. Ведь Телец – это форма. Это – устойчивость, упорство, трудолюбие и трезвый реализм. С Тельцом связана Украина. Разрыв связи между Россией и Украиной приносит много вреда обеим странам. Украина для России – это ее корни, ее истоки, ее генетика (поскольку Телец – IV знак для Водолея). Может быть, нелишне в этом отношении почерпнуть что-то полезное из книги Ю. Каныгина «Путь ариев», в которой сказано, что территория современной Украины является колыбелью зарождения всей мировой культурной (земледельческой) цивилизации. Россия как бы оторвалась от своих корней, потеряла привязанность к земле, вошла в состояние травы «перекати-поле». Она словно бы утратила свою родину и стала Интернационалом. Россия для Украины – Х знак, – то есть цель, к которой последняя должна стремиться. Украине, наоборот, нужно учиться отрываться от своей чрезмерной привязанности к форме, к шаблонам, учиться смотреть в будущее, создавать новое и «взрывать» то старое, что становится тормозом для духовного развития. Замечательны, с этой точки зрения, революционные, «водолейские» события в Украине в конце 2004 г.: Украина наконец-то реализовала свою цель, которая всегда казалась ей далекой и труднодостижимой. Она как бы «выросла» до уровня России, в то время как Россия на тот момент времени уже настолько устала от своей собственной революционности, что давно уже находилась в состоянии спокойствия и апатии. Дело России временно взяла на себя Украина. Зато по природе IV знака для знака России она дала толчок к пробуждению последней, новому рождению ее свободолюбивых качеств. Как столица Украины Киев есть «мать городов русских», так и вся Украина является матерью России, и то, что произошло в 2004 г. в Украине, спустя совсем непродолжительное время включится и в России. Но уж Россия свое дело знает, и духовная революция, которая произойдет на ее территории, станет подлинным просветляющим маяком для всех стран бывшего антихристового сообщества.

У Достоевского частично можно встретить описание положительных качеств Тельца. Сюда относится его фраза «Красота спасет мир». Видимо, красоту следует рассматривать как воплощение четвертой, недостающей точки фиксированного креста. Ведь планета гармонии и красоты Венера управляет сразу двумя знаками: «утренняя звезда» – знаком Весы, ночная Венера (а у Достоевского был ночной тип гороскопа) – знаком Тельца. Поэтому выход из всех раздвоений, страданий и страстей он нашел в красоте. Бердяев, отмечая упование Достоевского на красоту, пишет о том, что образ красоты в произведениях Достоевского тоже был несовершенен. Красота представала у него полярной, двоящейся, противоречивой, ужасной. Он не созерцал божественный покой красоты, а видел в ней все то же огненное движение, трагическое столкновение. Красота открывалась ему через человека, как и все остальное в его творчестве. Он не созерцал красоты в космосе, в божественном миропорядке. Отсюда – и вечное беспокойство и неуверенность в самой красоте. Нет покоя в человеке, поэтому и в отношении к красоте он видел два разных полюса: «начинал с идеала Мадонны, а кончал идеалом Содомским», а иногда, что еще страшнее, принимал сразу оба идеала.

Иными словами, писатель отразил в своем творчестве борьбу двух начал, а также возможность победы сил света после всех страданий, которые будут преодолены. Ни один из знаков фиксированного креста не виделся ему абсолютно чистым: все было загрязнено духом зла, борьба с которым происходит на всех уровнях жизни человека.

Фиксированный крест – это крест серединный; в нем происходит пересечение энергий золотых сечений и их инверсий всех четырех угловых точек Зодиака (в 15х градусах фиксированных знаков). Все жизненные проблемы нашего бытия решаются на точках этих 15х° Водолея, Тельца, Льва и Скорпиона. Это – градусы выбора, или нейтральные градусы, в которых происходит главный выбор человека между следованием пути Зервана при отключении собственной воли и, наоборот, следованием своим самостоятельным путем без всякого участия Зервана. Б. Романов считает, что выбор всегда нужно делать в сторону утоньшения энергий, – т.е. в сторону золотых сечений, а не их инверсий. Золотые сечения символизируют волю Зервана, инверсии – волю человека. Судя по характеристике Б. Романова, речь здесь, скорее, идет не о Зерване, в котором нераздельно присутствуют начала добра и зла, а о благом боге – Ахура-Мазде.

В гороскопе Достоевского в одной из этих точек находится Прозерпина, – в 16м° Льва в V доме. Этот градус, по определению Романова, есть место выбора между «максимальным уплотнением витальных энергий, максимальным волеизъявлением и творчеством человека» и «предельным истоньшением энергий целеполагания, истинным формообразованием цели под влиянием Зервана». Через Прозерпину у писателя осуществляется выбор между символическим личностным волевым началом человечества, и идеальной целью, данной нам Господом. Писатель стал выразителем идеи согласования неразумного человеческого своеволия с той высокой миссией, которая заложена в нас Богом. Как я уже говорила, прогрессивная Белая Луна соединилась с Прозерпиной, когда писатель заканчивал работу над «Подростком». В окончании его Достоевский предоставил возможность самому молодому поколению выбрать свой путь между путем «своеволия» атеиста Версилова, который предлагает произвести внутреннее очищение личности через внешнее социальное переустройство мира, и путем Макара Долгорукого, воплощающего идею духовного возрождения через нравственное самоусовершенствование, «подвиг души» во имя спасения не себя лично, а всего мира.

В отличие от Б. Романова, я склонна полагать, что в идеале человек должен стремиться не к выбору между тонкими и плотными энергиями, так как этот выбор будет аналогичным выбору между миром Меног и миром Гетиг, между мужским и женским и т.д. Срединные точки даны именно как распятие, как объединение энергий двух миров – энергий золотых сечений и их инверсий. В этих точках заключен смысл всего творения мира. Если мы будем выбирать что-то одно, мы останемся на том же уровне, на котором находились вначале. Мы же должны переходить на новый уровень, и для этого нужно учиться объединять в себе оба типа энергий. Подобно тому, как Господь Бог сотворил мир, мы тоже должны учиться творить в себе самих более высокое качество жизни. В точках пересечения энергий золотых чисел происходит сотрудничество человека с Богом. Только человеческое своеволие неприемлемо, конечно, и об этом уже было сказано. Но и абсолютное следование воле Господа может явить собою «принудительность в добре», отмечаемую Бердяевым. Согласно высказыванию из одной памятной рекламы: «Я не халявщик, я партнер», – человеку не нужно слепо следовать за волей высшей силы, которая «на халяву» укажет ему правильный и безопасный путь к счастью. Весь замысел мира – в том, чтобы человек обрел свое собственное я и стал в каком-то смысле полноценным «партнером» Господа Бога), продолжал его творение в сотрудничестве с Ним. Свобода предполагает пребывание человека сразу в двух мирах и добровольное объединение их, – вот что являет собой загадка человека. Это – не объединение антиномии добра и зла, а объединение антиномии божественного и человеческого.

Н. Бердяев постоянно призывал к самостоятельному творчеству как осуществлению человеческой миссии на земле, как продолжению дела Божьего. В его радиксе не было градусов ни золотых сечений, ни инверсий, ни срединных точек Зодиака. Однако у него была включена ось инверсий от точек его собственной вертикальной оси: в 10м° Рыб у него находилась инверсия mc, а в 10м° Девы – инверсия іс. Напомню, что 10й° Рыб я определила как координату воскресения Осириса, а в 10м° Девы у философа находится Прозерпина, – управитель как дома религии и философии, так и знака Часов. Поэтому в значительной степени он ориентировался на человеческое творчество, создающее новую религию, а точнее, довершающее дело, начатое Иисусом Христом. Он сделал первый шаг, – за нами второй. Для этого и нужна наша свободная воля. Предельным уплотнением энергий целеполагания, предельным оформлением цели своей жизни, переносимой на цель всего человечества, Бердяев, в соответствии со своей инверсией mc в точке воскресения Осириса, видел в предельном проявлении творческой воли человека, способной воскресить весь мир, вернуть нам вечность. Предполагаю, что эта мистерия воскресения и происходила в 1996-97 г.г. По инверсии іс, находящейся в точном соединении с Прозерпиной, он всю карму своего рода, своих предков, в которой он видел признаки вырождения, загрязнения истоков, стремился трансмутировать, переродить энергией алхимического процесса. Кроме того, IV дом связан с историей, а Прозерпина как управитель Часов – с переключением времен, поэтому философ был способен увидеть новую религию, которая сможет изменить ход времени и очистить наиболее загрязненную область, – область родовой кармы. Можно сказать, что комета Хейла-Боппа и затмения в 1996 и 1997 г.г. включали инверсию вертикальной оси гороскопа мыслителя, определяющей эволюцию всего мира в контексте судьбы одной отдельно взятой личности.

Бердяев ни в коем случае не отказывается от тех влияний, которые оказывают на наш мир божественные энергии. Но вся религиозная история всегда основана была исключительно на пассивном ожидании восприятия этих энергий. Параллельно этому во всю ширь разворачивало «свою волю» дерзновенно-творческое человеческое начало, находящееся «вне религии». Теперь же пришло время мобилизации всех личностных сил человека, чтобы своим собственным волевым усилием он сделал возможным объединение этих двух потоков энергий, – божественного, связанного с золотыми сечениями, – и человеческого, связанного с их инверсиями. И если энергию золотых сечений попытаться отождествить, по тому же базовому для моей книги принципу, со свободой сущего, или бердяевской свободой «для», а энергию инверсий золотых сечений – со своевольной свободой, или свободой «от», тогда на пересечении этих энергий, в так называемых «точках выбора» родится третья свобода мира Ритаг, свобода Иисуса Христа, – цель всего мирового процесса. Это и будет новая форма человеческого творчества, отличная от известных нам из истории культуры иных его форм, создаваемых по «инверсионному» типу. На перекрещении энергий божественных и человеческих сжигается злое начало несущностной свободы в пламени всепрощающей любви, воскресает распятый Спаситель Христос и рождается свобода пятого Дня Творения, а с ней – и новый, просветленный человек.

То, что творческое соприкасание человеческой энергии с божественной возможно лишь в знаках фиксированного креста, знали первохристиане, изображавшие Иисуса Христа на иконах в окружении четырех неподвижных знаков. Его распятие символизировало эту «диалектику божественного и человеческого». Распятие – это путь нашего мира, заключенного в 12 знаков Зодиака, в котором энергии Творца соединяются с энергиями человека. И выбор здесь не нужен, нужно объединение этих энергий. Это является условием достижения Царствия Небесного. В этом смысл истории, который стоит того, чтобы страдать и бороться со злом. Как писали Достоевский и Бердяев, только смысл дает желание жить и преодолевать трудности и страдания. Смысл является Христом-Искупителем, распятым на кресте для объединения энергий Бога и человека. Распятие – это сведение воедино всех основных энергий, знак осуществления смысла. По этой же причине оно дает бессмертие, и за распятием следует воскресение. Каждый человек проходит свое собственное распятие, и вовсе не обязательно в физическом плане. Оно символизирует объединение антиномий, и прежде всего, – антиномии свободы и блага. Человек должен воспитать свою свободу, очистить ее от зла лжи и своеволия, и только в таком виде она будет органична благу.

В новом свете теперь уже предстает тот факт, что проявление событий, заложенных в цикле кометы Шумейкера-Леви после 6 февраля 1985 г., происходило именно на инверсиях золотых сечений от положения Юпитера, входившего в тот день в знак Водолея. Инверсии – это точки максимальной самореализации человека, проявления его своевольной свободы, нередко весьма далекой от следования истине. И такое бурное проявление энергий кометы на этих точках указывает на причину ее появления в нашем мире. Эта причина заключается в необходимости провести показательный судебный процесс над предельно накопившим свои грехи человечеством. При этом к максимальным человеческим «уплотнениям» энергии подсоединяются божественные «истоньшенные» энергии, символизируемые падающей на Юпитер кометой, и вместе они образуют высшее синтетическое единство божественного и человеческого.

Назад

Вперед