На главную страницу
Оглавление

Глава 4. Мистерия Суда в жизни Бердяева.  

 

В первый раз Бердяев был арестован в Киеве всего на несколько дней за участие в студенческой демонстрации, хотя он вообще-то мало участвовал в студенческом движении, которое носило очень организованный характер. В основном он читал лекции и доклады членам Киевского социал-демократического комитета, его считали идейным руководителем. Ездил за границу, где встречался с основателями русской социал-демократии, и однажды даже привез много социал-демократической литературы в фальшивом дне сундука.

В 1898 г., когда Бердяев учился на IV курсе университета, он был арестован по первому в России большому социал-демократическому делу и исключен из университета. Арест он пережил с большим эмоциональным подъемом. Никогда, как признавался философ в своих воспоминаниях, он не испытывал такого чувства коллективизма, никогда не был настроен менее индивидуалистически, чем тогда, когда сидел в Лукьяновской тюрьме со своими товарищами. Они не чувствовали себя виноватыми, не испытывали чувства провала, наоборот: считали себя победителями, ожидая наступления новой эры освободительного движения и возникновения большого резонанса в Европе на их арест. Бердяев на этой волне всеобщего энтузиазма и вдохновения прочел ряд докладов. К ним в тюрьму приходил генерал-губернатор Драгомиров, который выступил перед ними и сказал: «Ваша ошибка в том, что вы не видите, что общественный процесс есть процесс органический, а не логический, и ребенок не может родиться раньше, чем на девятом месяце» (16: стр. 121). При этом жандармский генерал, не любивший Драгомирова и писавший на него доносы, как-то подозрительно на него посмотрел. Разные встречались люди в высших эшелонах власти, и многие светлые умы уже давно понимали, что революционный переворот в России неизбежен.

Затем Бердяева перевели в одиночную камеру, а спустя месяц с небольшим, благодаря связи его отца с генерал-губернатором, его освободили под залог без права выезда из Киева, под надзор полиции до решения его дела. Дело, которое началось как судебное, закончилось в административном порядке. Продолжалось оно в течение двух лет, после чего Бердяев и другие его товарищи были сосланы в Вологодскую губернию, и лишь немногие из них – в Сибирь.

За время тянувшегося процесса Бердяев начал писать: написал свою первую статью, а также свою первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». Первая статья «Ф.А. Ланге и критическая философия в ее отношении к социализму» была напечатана по-немецки в марксистском журнале «Neue Zeit», редактируемом Каутским, в 1899 г. По поводу этой статьи у Бердяева завязалась переписка с Каутским, который хвалил ее. Каутский говорил, что немецкие марксисты слишком увлечены практической политикой, а вот на русских он возлагает большие надежды в плане развития марксистской теории. Однако, как писал Бердяев, вряд ли бы Каутский приветствовал то направление, в котором у Бердяева пошло развитие этой теории.

В первой книге философ соединил опыт марксизма с идеализмом Канта и Фихте. Главное его убеждение состояло в том, что истина, добро и красота определяются не социальной средой, а трансцендентным сознанием, и не зависят от революционной классовой борьбы. На этой почве он построил идеалистическую теорию мессианства пролетариата. Пролетариат свободен от греха эксплуатации, в нем проявлены благоприятные социально-психологические условия для проникновения истины и справедливости, определяемых трансцендентным сознанием. У рабочего класса, таким образом, происходит максимальное сближение психологической и трансцендентной составляющих личности. Это было философское обоснование революционного социализма. Плеханов сказал Бердяеву, что с такой философией, как у него, нельзя оставаться марксистом. Бердяев много спорил и с ним, и с А.В. Луначарским, не признававшим примата истины перед классовым сознанием и революционной борьбой, а значит, и свободы философа в путях развития сознания. В дальнейшем независимость философии Бердяев защищал и от религиозной ортодоксии.

Перед самой ссылкой в нем произошел внутренний переворот, после которого он еще больше отдалился от своих единомышленников-марксистов, интересовавшихся прежде всего благоустройством этого мира, и его еще более стал привлекать мир трансцендентный. Этот период перед ссылкой был периодом наибольшей его популярности. Он читал много докладов, сопровождавшихся овациями слушателей. В ссылку его отправляли как героя.

Обратившись к астрологическим показателям этого отрезка времени, мы видим, что на момент обыска, который произошел в ночь на 24 марта 1898 г. (кометный день) по новому стилю, Уран находился в 4мо Стрельца – в положении асцендента с Нептуном начала цикла кометы: произошло включение в его жизни той мистерии, которую реализует комета. В подтверждение этого обстоятельства Сатурн был в 13мо Стрельца, включая Селену Бердяева (от момента поступления в университет до ареста Сатурн прошел расстояние от градуса пятого гахамбара, где находится mc философа, до градуса шестого гахамбара, положения его Белой Луны: в этом и заключался смысл его обучения в университете, и он полностью выполнил программу своего пребывания в этом учебном заведении, получив инициацию светлых сил). Солнце было в соединении с радикальной Венерой, Юпитер – с Лилит, как бы вбирая неочищенные энергии Весов и все социальные грехи Бердяева. Итак, Сатурн включил Белую Луну, Юпитер – Черную. Философу еще предстояло отделить эти энергии друг от друга и понять, что есть правда, а что – ложь в том учении, которое он принимал в то время. Альмутен VII дома Луна проходил разрушительный 23йо Овна, соединившись с «домашним» ic: производился обыск на дому. Таким образом, в транзите сформировалась радикальная ситуация Бердяева: Солнце шло в оппозиции с транзитным же Юпитером, но при этом они актуализировали оппозицию Венеры и Лилит. Ситуация контролировалась Ураном (фактор неожиданности) через тригон к Венере и секстиль к Лилит. Транзитная Лилит была в 23мо Близнецов, который затем определил его посмертную программу через Уран на средней точке между Солнцем и Луной.

В прогрессиях на это время Солнце с Меркурием соединились с ic, включив вертикальную ось гороскопа. Произошло событие, кардинально изменившее судьбу Бердяева. Уран к оси mc-ic давал магические аспекты 51о-128о, изменив отношение философа к происходящему событию. Он почувствовал себя выделенным, отмеченным, даже где-то победителем. Венера как сигнификатор XII и альмутен V дома соединилась с Марсом: он попал в тюрьму, где оказался в центре внимания. Марс с Нептуном соединились с куспидом V дома. V дом – это VIII для Х: произошел слом цели жизни, трансформация карьеры; Бердяев потерял возможность получить диплом. Пребывание в тюрьме способствовало приобретению популярности философа, огромному творческому подъему. Надо сказать, что по указанному принципу творческий подъем обычно является результатом крушения каких-то целевых установок, отказом от признания прежних профессиональных ценностей, а также разрывом с миром власти и политики.

Узлы включили магическими 51о-128о-аспектами линию горизонтальной оси гороскопа. Значит, на начало первого в его жизни судебного процесса (всего их было три) в судьбе философа магическим образом были реализованы все четыре угловые точки его радикса с помощью Урана и узлов, которые сами же представляют три точки крестовой ситуации его гороскопа. Это было первым «распятием» для Бердяева, однако здесь его инициировали магические, провиденциальные силы. И пережил он это событие с большим воодушевлением. Сатурн образовал квиконс к Лилит, в то время как в транзите он соединился с Селеной: произошло одновременное включение планетой, управляющей в радиксе Бердяева проявлением личности, энергий Добра и Зла, ему предоставилась возможность выбирать между ними.

Альмутен IX дома Прозерпина в прогрессии был в 4мо Весов в оппозиции к Венере. За те два года перед ссылкой, когда философ пребывал в расцвете своих творческих сил, писал и публиковал (согласно характеру IX дома) свои первые серьезные работы, Прозерпина дошла до 6гоо Весов. Практически все эти два года она была в соединении с Лилит. Тогда же разгорелась идейная борьба между Бердяевым и представителями ортодоксального марксизма. Поскольку он отстаивал примат личности над обществом и классами, он как бы отрывался от энергий Весов, переходя на сторону Венеры в Овне в оппозиции. Он утверждал примат красоты, отчего один его знакомый марксист даже сказал ему, что он не знает, что будет стоять на вершине той башни, которую строит Бердяев над человеческими жилищами, но, возможно, это будет красота. Таким образом, философ категорически не хотел привязываться к энергиям Черной Луны в Весах, хотя Прозерпина соединилась именно с ней. Он просто поднялся над ситуацией, устремившись к трансцендентному (чему способствовала и деятельность магических аспектов). У него была возможность через Прозерпину проанализировать специфику проявления Черной Луны в Весах, и он полностью познал ее суть, те искушения, которые она посылает на долю человека.

Здесь следует заметить, что Бердяев был носителем мистерии первого знака внутреннего Зодиака, называемого Часами. В зоне Часов в его гороскопе находятся Солнце с Меркурием в Рыбах и Венера в Овне. Часами управляет именно Прозерпина, поэтому некоторым образом она является управителем и контролером Венеры. Знаки внутреннего Зодиака определяют мир духовный, – мир Меног. Поэтому человек, живущий в ритмах такого знака, будет в большей степени, чем другие, стремиться к миру идеальному и чуждаться привычного нам мира, плохо ориентироваться в бытовой жизни, что было свойственно Бердяеву. Его Прозерпина поэтому не только управляет делами IX дома, связанного с философией, религией, дальними поездками, но и отвечает за присутствие в сознании мыслителя ценностей духовного мира. И планеты, попадающие в зону Часов, – олнце, Меркурий и Венера, – и дома, которыми они управляют, – VIIIй, VIй и Vй соответственно, – плюс IIIй как дом непосредственного пребывания планет в знаке Часов, – во многом окрашиваются спецификой мира Меног и приобретают его черты. А поскольку в духовном мире нет зла, прохождение Прозерпины в прогрессии в течение двух лет по Лилит проявило все зло и очистило дух Бердяева, отчего именно в этот период с ним произошло духовное перерождение: он увидел «мир красоты» и решительно в своих философских исканиях повернулся к идеализму, в полном соответствии с динамикой идеального мира Меног.

Через два года после начала процесса, на момент вынесения приговора и ссылки в Вологду (начало весны 1900 г.) прогрессивный альмутен XII дома (связанный с тюрьмой и ссылкой – то есть с разного рода изоляцией) Юпитер включил ось mc-ic, вслед за Солнцем и Меркурием за два года до этого. Положение Юпитера на mc в 23мо Весов организовало мистерию пятого Дня Творения, связанного с действием энергий Юпитера. Венера магическими аспектами задела ось домов VI-XII, что тоже является показателем ссылки, тем более что она – сигнификатор XII дома. Конечно, это была «странная» ссылка, как в дальнейшем и вторая ссылка философа, с совершенно иным к ней отношением у самого сосланного, чем это полагается при таком наказании.

В транзитах в марте-апреле 1900 г. Северный Узел и Уран шли по 13му° Стрельца, рядом же был и Юпитер. 13 июня этого же года было затмение Луны в соединении с Хироном на оси куспидов XII-VI домов. Сарос этого затмения – 10 S – тот же, что и сарос затмения 10 июля 1972 г., в начале цикла кометы, когда Хирон был на положении Хирона в гороскопе Бердяева. Эти два события, таким образом, взаимосвязаны, тем более что Нептун этого сароса – в 1мо Водолея, что совпадает с положением Юпитера 6 февраля 1985 г. Таким образом, в первой ссылке философа оказался выделенным Хирон. Он еще более будет проявлен во второй ссылке, но об этом будет сказано в свое время.

Согласно саросу начала ссылки, предполагался прорыв из очень негативной ситуации, где не просматривается никакой надежды, в более позитивную ситуацию, содержащую много возможностей выбора. В результате этого беспокойство, которое длительное время мучило человека, внезапно рассеивается. Собственно, в ссылке так все и произошло. Вначале Бердяеву, благодаря, опять-таки, протекции его близких, даже предлагали переехать на юг. Он же с негодованием отверг это предложение, не желая пользоваться какими-либо привилегиями по сравнению с остальными ссыльными. Ему даже понравилось жить в Вологде. «Летом я с удовольствием ездил на велосипеде по окрестностям Вологды, главным образом в направлении остатков старинного монастыря. В Вологде я себя чувствовал очень свободно, в некоторых отношениях свободнее, чем в Киеве. Полиция нисколько не беспокоила меня. Я сумел завоевать себе независимость и от диктатуры ссыльных», – писал он (16: стр. 130). Так что долго ожидаемое пугающее событие оказалось даже весьма приятным. В ссылке он снова занял подчеркнуто индивидуалистическую позицию по отношению к остальным и оставил за собой право решать, как ему следует себя вести в том или ином случае.

Поскольку за Бердяева много хлопотали его родственники и знакомые, ссылаясь на его слабое здоровье, в Вологде он пробыл только два года из трех, затем его перевели в Житомир, в более мягкий климат. В это время (начало апреля 1902 г.) было затмение Солнца на Хироне Бердяева. В обоих случаях, как мы видим, участвовал Хирон. С одной стороны, эта планета в гороскопе философа является альмутеном Х дома и определяет профессию и жизненные вершины. Она же определяет и систему власти: каждый раз человека отправляли в ссылку не по его желанию, а по принуждению властных структур. С другой стороны, Хирон – сигнификатор IV дома, а также управитель знака Корабль, где находится точка, условно символизирующая ic на оси духовного выбора Бердяева. А поскольку Хирон находится в радиксе в королевском градусе, это дает проникновение энергий мира Меног через Хирон, как и через Уран. Одним словом, Хирон все же имеет отношение как к месту жительства, так и к трансцендентным обстоятельствам жизни Бердяева, особенно когда проявляется мистерия Корабля. В дальнейшем это еще реализуется в его судьбе.

    

Первая книга философа вышла, когда он уже был в ссылке. Она вызвала много споров и критических статей. Он приобрел широкую известность, но больше было нападок на него, чем согласия с ним. Бердяев стал одним из главных выразителей течения «от марксизма к идеализму». Он хотел изменить мир, но обосновывал это не на необходимом социальном процессе, диалектически проходящем через момент революции, а на свободе и творческом акте человека. Собственно, он был прав: революция не изменила мир, а вот свобода и творчество человека на многое способны. Его революционность была этической, а не социальной. Товарищи стали считать его изменником марксизму, и ему пришлось потратить много сил на борьбу с марксистской средой. Эту борьбу он считал борьбой за эмансипацию духа, долгое время подавляемого. Критика в нем в тот период преобладала над положительным творчеством. И это мешало самому творчеству, иногда даже искажало, по признанию философа, его мысль и делало его несправедливым. В последней фазе ссылки и сразу после нее у него наступил «пустой период», упадок творческих сил. Он чувствовал свой все возрастающий разрыв с кругом, с которым был связан, но нового он еще не приобрел.

Затем Бердяев примкнул к Союзу освобождения, желая принять участие в освободительном движении. Он участвовал в двух съездах за границей в 1903 и 1904 г.г. Из деятелей этого союза вышли люди, составившие затем партию кадетов. В нее Бердяев не вступал, считая ее «буржуазной», а себя по-прежнему «социалистом». Он чувствовал отчужденность от либерально-радикальной среды даже большую, чем от революционно- социалистической. Бердяев писал: «Я почувствовал в себе веяние духа, которое в начале ХХ века создало русский культурный ренессанс. Это было также острое переживание конфликта между личностью и обществом… Всю мою жизнь я чувствовал, что свойственные мне дары ослабляются при всех общественных комбинациях с людьми, при всяком вмешательстве в политику. И дары эти усиливаются в конфликте и в одиночестве» (16: стр. 126).

 

Осенью 1904 г. он переехал в Петербург для редактирования журнала «Новый путь», издаваемого представителями     «нового религиозного сознания» Д. Мережковским и его супругой З. Гиппиус. Этот журнал, таким образом, объединил философию, политику, литературу и искусство. Это соглашение людей разного типа и разного прошлого оказалось непрочным. Эклектический «Новый путь» вскоре преобразовался в «Вопросы жизни», просуществовавший всего один год. Журнал должен был выразить кризис миросозерцания интеллигенции, движение к христианству, новое религиозное сознание и соединить это с новыми течениями в литературе и с политикой левого крыла Союза освобождения. «В эти годы России было послано много даров, – пишет философ. – Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму… Но все происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения. Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности. Иногда казалось, что дышат воздухом теплицы, не было притока свежего воздуха. Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России» (16: стр. 140).

«Вопросы жизни», по признанию Бердяева, не были органичны. Была группа сотрудников, писавшая на политические и органические темы, но она имела мало общего с главными целями журнала. Мережковские «имели тенденцию к образованию своей маленькой церкви и с трудом могли примириться с тем, что тот, на кого они возлагают надежды, не оправдывает их и критикует их идеи» (16: стр. 142). У них было «секстантское властолюбие», их окружала «атмосфера мистической кружковщины». Бердяев находил в них нечто безличное, возмущавшее его (он и теософию, и антропософию не любил за это буддийское обезличивание). Мережковские предпочитали говорить от имени какого-то «мы», которое называли тайной трех. Так должна была сложиться новая церковь Святого Духа, в которой раскроется тайна плоти. Бердяеву же такое «мы» не подходило ввиду его обостренного персонализма. В силу реакции на атмосферу Мережковских у него произошел поворот к Православной Церкви. Вследствие его сопротивления петербургским течениям он получил духовный толчок для зарождения в нем внутреннего религиозного процесса. В ренессансе начала ХХ века было, по мнению философа, слишком много языческого, что является «реакционным элементом», враждебным свободе и личности. Бердяев не хотел растворяться в безликой стихие. Мережковского он назвал «человеком двоящихся мыслей», неспособным к выбору, безвольным, хотя на словах призывающим к действию.

Культурная элита того времени была изолирована от широких социальных течений, и, как считал философ, это имело роковые последствия в том характере, который приняла русская революция. Бердяев отмечал двойственность судьбы России и ее культурной среды: «Русскому народу присущ своеобразный коллективизм, который нужно понять не социологически… Все против индивидуалистической культуры, все ищут культуры коллективной, органической, «соборной», хотя и по-разному понимаемой. И осуществилось лишь обратное подобие этой «соборности» в русском коммунизме, который уничтожил всякую свободу творчества и создал культуру социального заказа, подчинив всю жизнь организованному извне механическому коллективу… Культурная элита, изолированная, варящаяся в собственном соку… Томление по всенародной, коллективной… культуре происходило в тепличной атмосфере. Но никто из творцов той эпохи не согласился бы на ограничение свободы своего творчества во имя какого-нибудь реального коллектива. И какая ирония судьбы! В России индивидуализм культурного творчества был преодолен и была сделана попытка создать всенародную, коллективную культуру. Но через какой срыв культуры!.. Был низвержен и вытеснен из жизни весь верхний культурный слой, все творцы русского ренессанса оказались ни к чему не нужными… «Соборность» осуществилась, но сколь непохожая на ту, которую искали у нас люди XIX в. и начала ХХ в.» (16: стр. 152).

Россия как водолейская страна является носителем коллективных энергий. Но изначально каждый член коллектива должен чувствовать себя свободным, только тогда «соборное» единство будет истинным. Идя по пути утверждения коллективизма внешнего при подавлении личностной свободы государственным деспотизмом, россияне никогда не раскроются в творческом отношении. А творческий потенциал русской души связан с экзальтированным в Водолее Нептуном – планетой идеализма, мистики, музыки и поэзии. Если творческие силы по Нептуну не могут раскрываться гармонично и полноценно, происходит их искажение. Невозможность их реализации приводит к алкоголизму, характерному для русских, а теперь – и к наркомании, для которой в России вообще образовалось широкое поле произрастания, также как и для увлечения различными мистическими и оккультными лжеучениями.

Годы петербургской жизни были сравнительно малотворческими для Бердяева, хотя он расширил свой кругозор и «обогатился новыми эмоциями». К тому же, в нем возник новый религиозный процесс, о котором уже упоминалось. Переход к православию был внутренней потребностью очистить энергии Нептуна в той мистической литературно-поэтической среде «прельщения и смешения», ложь которой он стал остро ощущать. Петербург показался ему «отравленным», и в конце концов он уехал оттуда в 1907 г. сначала в деревню, в имение матери его жены, расположенное в с. Бабаки под Люботином Харьковской области, потом в Париж, где провел зиму 1907-1908 г.г., а затем поселился в Москве.

На переезд в Петербург прогрессивный альмутен III дома Нептун образовал творческий аспект 36о к точке ic (переезд в связи с творческой работой). В то же время Юпитер находился в оппозиции к Нептуну. Транзитный Юпитер в ноябре 1904 г. соединился с ic, а Марс – с куспидом IX дома, в подтверждение своих прогрессивных аспектов. Прогрессия Черной Луны попала в 6йо Скорпиона, – на Юпитер кометы Шумейкера-Леви. Здесь она и заложила все те грехи, с работой над которыми придется столкнуться человечеству в связи с реализацией кометной программы. В транзите же она проходила последнюю треть знака Рыб, в начале января 1905 г. соединившись с Солнцем и Меркурием гороскопа философа.

Поскольку Петербург связан со знаком Рыб, переезд Бердяева туда во время транзита Лилит по Рыбам, тем более что при этом включались основные точки его гороскопа, изначально не мог дать ничего хорошего в восприятии философом этого города и духовной атмосферы, царившей в нем. Это был период, когда все иллюзии и соблазны проявлялись через мистику и поэзию, и Петербург стал просто местом наибольшей концентрации всех духовных изъянов подобного рода.

В течение следующего, 1905 г., Черная Луна шла по скоплению планет Бердяева в Овне и тем самым не давала проявиться в нем творческому началу. У него вся энергия уходила на отстаивание позиции своего личностного «я» против кружкового «мы». Он проводил время в бесконечных и бесполезных спорах, чувствуя в своем окружении постоянную угрозу свободе личности. В это время, конечно, ему больше внимания следовало бы обратить на противоположный знак Весов (собственно, некоторым образом он так и делал: он работал в группе людей, и совместными усилиями они выпускали журнал), но в Весах у него фокусируется «грязь» изначальная – Лилит радикса, поэтому у него был стойкий иммунитет против энергий «мы», в которых он больше видел плохого, чем хорошего. В принципе человеку с Лилит в Весах трудно быть объективным в положительной оценке общественных связей, зато на высшем уровне он обретает способность насквозь видеть все изъяны и искажения энергетики этого знака. Он больше опирается не на лучшие качества, не на чистоту знака, а на обличение грехов, связанных с ним. И все же споры, в которых проводил время философ в этот период, обратили его к христианству, что очень ценно и является свидетельством того, что он обратился на противоположную транзитной Лилит сторону Зодиака: ведь в Весах у него находится дом религии, – IXй. Поэтому он действительно стал в положение оппозиции к Черной Луне, проходящей по IIIму, – дому литературного творчества. Он меньше уделял внимания творчеству, зато раскрылся для религии.

 

Революцию 1905 г. философ считал неизбежной и приветствовал ее. Но характер, который она приняла, и ее моральные последствия оттолкнули его, вызвали в нем «духовную реакцию». В день «кровавого воскресенья» 9 (22) января 1905 г. Черная Луна находилась в 1мо Овна, начиная новый круг по знакам Зодиака. Лилит в Овне организовала кровопролитие, и это событие было решающим для последующих 9 лет истории. Первая русская революция была замешана на крови; день 9 января назван «кровавым воскресеньем». Лилит в 1мо всего Зодиака как бы закодировала этим «кровавым» негативом все дальнейшее развитие событий. Ошибка царской власти стоила очень дорого. На следующем витке Лилит вошла в знак Овна в декабре 1913 г. Как раз период 13-14 г.г. знаменуется новым подъемом революционного движения, достигшего такого же размаха, как и в 1905 г., но вступление России в августе 1914 г. в мировую войну с Германией позволило ей избежать революции на этот раз.

Мыслитель наблюдал, как в некоторых кругах интеллигенции началось моральное разложение в результате их разочарования в революции 1905-1907 г.г. Для Бердяева же его подлинным делом была революция духа, а не политическая революция. В статье, написанной в 1907 г. и вошедшей в книгу «Духовный кризис интеллигенции», он точно предсказал, что, когда произойдет настоящая революция, в ней победят большевики. И, в то время как многие полагали, что эта революция будет торжеством свободы и гуманизма, он утверждал, что она будет враждебна этим идеалам. После этого философ отошел от политики и посвятил себя борьбе за дух и «за изменение сознания интеллигенции», хотя по-прежнему иногда вмешивался в социальную борьбу, оставаясь при этом ей чуждым.

В результате революции тот нигилизм и позитивизм, которым увлеклась в 60е годы часть интеллигенции, перешел на народный слой, где образовался культ естественных наук и техники, примат экономики над духовной культурой, как отмечал Бердяев. Деятели русской духовной культуры массово стали переселяться за границу. И отчасти это была расплата за их социальное равнодушие и культурный эгоцентризм. За границей им пришлось столкнуться с реакционным течением в эмиграции, с консервативным православием, не желающим знать никакого творческого движения христианской мысли, с реставрационной политикой, стремящейся вернуть прежнее, привилегированное положение. С одной стороны, коммунистическая революция истребила свободу духа и мысли, но, с другой стороны, бόльшая часть эмиграции так же ненавидела свободу и так же подчиняла дух интересам политики. Особенно, как писал Бердяев, это проявлялось в сфере религиозной. Однако он считал, что последствия большого творческого подъема полностью не истреблены и многое в будущем будет восстановлено.

 

Первыми большими работами Бердяева стали книги «Философия свободы» (1911 г.) и «Смысл творчества» (1914 г.), связанные с двумя главными темами в его жизни и с двумя соответствующими им знаками Зодиака – Водолеем и Львом.

Переехав в Москву, скорее всего, поздней осенью 1908 г., Бердяев начал заниматься вопросами православия, получив этот духовный стимул во время общения с Мережковскими, с которыми он встречался вновь, – зимой, за границей, – и снова отчаянно спорил, вконец размежевавшись с ними. Он стремился удовлетворить свои духовные запросы в кружке «Православное возрождение», в «Религиозно-философском обществе памяти В. Соловьева» и кружке М. Новоселова, в который входили православные, связанные с монастырями и пустынями, со старцами.

Уже во время работы над «Философией свободы», 6 (19) марта 1910 г. (в свой соляр) философ съездил в Зосимову пустынь во Владимирской губернии. Соприкосновение со старчеством не принесло ему должного умиротворения, не дало ответов на волновавшие его вопросы. «Я не принадлежу к людям, которые отдают свою волю духовному руководству старцев. Мой путь был иной и, может быть, более трудный, – писал Бердяев. – …Аскетический подвиг в течение 20 лет затвора не просветляет ума и нравственного сознания, не вырабатывает подлинно христианского отношения к жизни общества. У меня нарастало восстание против некоторых сторон православия, против состояния Православной церкви, против обскурантизма иерархии, против синодального рабства» (16: стр. 188, 189). Как видим, философ практически во всех наблюдаемых им явлениях жизни с негодованием вычленяет женское начало и предает его остракизму (хотя, безусловно, в отношении православной Церкви его гнев был абсолютно праведным).

Во время первого посещения Зосимовой пустыни Бердяевым транзитный Уран находился в 25мо Козерога, куда спустя 84 года он снова вернулся в дни падения на Юпитер кометы. Ретроградный Юпитер был в 12мо Весов – там же, где спустя несколько витков он снова оказался, и снова в ретро-движении, в день открытия кометы 21 марта 1993 г. Уран делал петлю вокруг 25о Козерога с марта 1910 г. по январь 1911 г. В этот же период появилась комета Галлея, снесшая несколько царств.

В 1910 г. в Эдинбурге проходила Всемирная миссионерская конференция. Она положила начало экуменическому движению воссоединения христианских церквей. У истоков этого движения стоял и Бердяев, призывая к Всемирной соборности и преодолению противоречий между христианскими конфессиями. Тему экуменизма мыслитель развивал всю свою жизнь, но начало было положено тогда, в период его духовных исканий и написания «Философии свободы».

В октябре 1910 г. сложился тау-квадрат между Ураном в 22мо Козерога (на асценденте философа) в оппозиции к Нептуну в 22мо Рака (на его десценденте) и с острием на Юпитере в 23мо Весов (на mc), включив три точки осей его гороскопа. Причем Юпитер оказался там, где он был в прогрессии на момент начала ссылки в Вологду. Октябрь 1910 г. представляется мне наиболее значительным периодом в плане формирования программы кометы Шумейкера-Леви, причем под контролем кометы Галлея. Ведь в день открытия кометы Шумейкера-Леви на одном из циклов Белой Луны Бердяева Уран находился там же, – в 22мо Козерога, в соединении с Нептуном, а за цикл до этого Уран находился в точной оппозиции к последнему. В день падения кометы Нептун стал на место Урана открытия, а Вулкан – на место Нептуна октября 1910 г. Идея новой мистики (соединение Урана с Нептуном) закладывалась еще в «Философии свободы» в 1910 г., на их оппозиции, когда философ остро чувствовал несоответствие идеи христианства ее реальному воплощению в мире. И экуменическое движение было попыткой соединить противоречивые начала в христианстве, очистить христианскую мысль от субъективистских человеческих искажений. Неслучайно экуменическое движение возникло именно в протестантизме: ведь Реформация имеет уранические истоки и возникла как попытка вернуть чистоту религиозной веры, избавив ее от формализма и лжи христианского мира.

Оппозиция Урана и Нептуна на горизонтальной оси философа ощущалась им как борьба за свободу личности (Уран) против различных оккультных течений (Нептун), навязывающих ему свою волю. Вот как он описывал эту ситуацию: «В это время вокруг меня процветали всякого рода оккультные течения… Искали тайных обществ, посвященных… У меня была отрицательная реакция, и я вел борьбу с этими веяниями… Наиболее противоположными христианству я считаю формы оккультизма, заменяющие религию и придающие себе религиозное значение. Моя критика оккультизма, теософии и антропософии связана была с тем, что все эти течения космоцентричны и находятся во власти космического прельщения, я же видел истину в антропоцентризме и самое христианство понимал как углубленный антропоцентризм… Свободы духа я не видел у людей, увлеченных оккультизмом. Они не владели оккультными силами, оккультные силы владели ими. Антропософия разлагала целость человеческой личности, потрошила душу не менее психоанализа» (16: стр. 190, 191).

Уран впервые оказался в 22мо Козерога, на асценденте Бердяева, еще в апреле 1909 г. Возможно, в этот период мыслитель начал писать «Философию свободы». Тогда же, начиная с марта 1909 г., он в нескольких местах читал доклад «Опыт философского оправдания христианства», который вызвал острые дискуссии и в сентябре 1909 г. был напечатан. Этот доклад в значительной степени обнаружил все основные моменты религиозно-философского мировидения философа, которые он затем излагал в своих книгах.

Главная мысль доклада состояла в том, что наступило время разума, время для философского оправдания веры. Бердяев считал, что к вере нельзя прийти философским путем, но после свободно пережитого акта веры возможен и необходим христианский гнозис. Духовный багаж служителей Церкви, по его мнению, настолько убог, что уже не удовлетворяет запросов современного человека. Они заняты обрядовой практикой и банальными нравоучениями. Вера стоит над знанием, как свобода над необходимостью, но знание необходимо, чтоб не отдаваться слепо вере, а понимать то, во что веришь.

4 июня 1909 г. было затмение Луны в 13мо Стрельца, на Белой Луне мыслителя. Реализовалось его светлое начало. Белая Луна в Стрельце в XI доме – это предвидение религии будущего, религии Святого Духа, религии человеческого субъекта, так как этот градус связан с Днем Творения человека. И не случайно в спорах с Мережковскими, создававшими свою новую церковь, Бердяев высказал мысль, что новизна в христианском сознании должна быть не в сакраментальной, а в пророческой сфере, не в создании новых таинств, а в открытии новых духовных перспектив. В контексте Селены в XI доме он и не мог иначе, кроме как в пророческом духе, в свободном устремлении в будущее видеть свет в христианской религии. Поскольку «Философию свободы» мыслитель начинал писать именно в это время, можно сказать, что эта книга стала реализацией программы затмения на Белой Луне мыслителя. И она же, через цикл Урана, стала основой программы кометы Шумейкера-Леви №9.

Итак, в октябре 1910 г. были задействованы три угловые точки гороскопа Бердяева, исключая точку ic. Она была задействована еще раньше, за полгода до этого, в марте, когда философ предпринимал поездку в Зосимову пустынь, Сатурном (к этому моменту последний прошел полкруга после своего положения в начале учебы Бердяева в университете). А уже в октябре Сатурн соединился с Северным Узлом в 7мо Тельца, актуализировав крестовую ситуацию радикса, в которой сам же участвовал изначально. Поэтому можно считать, что 1909-1910 г.г. стали самым значительным периодом в жизни Бердяева, периодом соединения им в своем творчестве темы веры и знания и концептуализации его философского мировоззрения, определившего все его последующее творчество.

В прогрессиях на 1910 г. сразу три точки большого креста – узлы и Уран – формируют аспекты к Селене, причем Южный Узел оказывается в соединении с ней. Следует считать, что этот период был ознаменован получением светлой программы философом, и, по-видимому, поскольку Белая Луна чаще всего определяет награду за что-то хорошее, сделанное человеком в прошлой жизни, «Философия свободы» была отзвуком этой его прошлой жизни. Возможно, в предыдущем воплощении он написал или сделал нечто подобное, и теперь просто восстанавливал это в своей памяти.

Мы знаем, что на цикле кометы Галлея, спустя 76 лет после 1910 г., случилась авария в Чернобыле. Но это было только внешним символом тех внутренних преобразований, которые стали происходить с человечеством. Соединение Урана и Нептуна, «новая мистика», по словам Бердяева, даст возможность соединить несоединимое прежде в христианстве, – знание и веру. Фактически «Философия свободы» через 84 года цикла Урана, в течение которых точка жизни, или Белая Луна проходит все 12 знаков Зодиака, получила «хварну» для своей реализации в эру Водолея.

 

В «Философии свободы» Бердяев не исследует проблему свободы как одну из проблем философии. В его книге философия свободы – это философия, исходящая из свободы, философия свободных. Она не исходит из необходимости, из состояния «рабского сознания». Свободная философия – значит философия религиозная, интуитивная. «Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать» (18: стр. 27), так же как и божественную истину, которая открывается в «блеске молнии откровения». Бердяев прибегает к методу исхождения, а не прихождения. Он исходит из того, что открылось ему как свет, а не приходит к тому, что еще не открылось и погружено во тьму. В этом снова проявилась мужская природа его мышления, природа «исходящего» из высших сфер духа, в отличие от природы женской «восходящей» материи, сквозь тернии пробирающейся к духовным основам бытия. Действительно, поскольку свободу символизирует планета Уран, к ее пониманию нельзя прийти логически, она сама нисходит на человека как блеск молнии, как взрыв или интуитивное озарение. В основе мира лежит свобода, ибо ее энергии – это энергии Зервана. Она дает толчок к миротворению, создавая условия для творчества.

Касаясь в указанном труде вопросов веры и знания, Бердяев пишет: «Вера есть тоже знание; знание через веру дается, но знание высшее и полное, видение всего, безграничности… В глубине знание и вера – одно, знание есть вера, вера есть знание. Мир знания и веры условно даны как разные порядки, но они могут быть сведены к единству» (18: стр. 68).

Есть два разума – разум малый и разум большой. Бердяев приводит слова апостола Павла, который говорил: «Будь безумным, чтобы быть мудрым»; «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом». В «безумии», в отречении от малого разума есть стяжание себе большого разума, в то время как «мудрость мира сего», торжество малого разума связано с отсутствием большого. Отрекаясь от индивидуального разума, человек обретает разум универсальный. Божественным, или вселенским, разумом, пишет Бердяев, философы называют Логос. Логос присутствует как в объекте, так и в субъекте. Логос есть тождество субъекта и объекта. Через отречение от малого разума и приобщение к Логосу человек прозревает сквозь хаос, а также сквозь фатум природы. С этой точки зрения Бердяев сопоставляет церковные догматы и всевозможные ереси: «В церковных догматах – всегда максимум мистики, максимум безумия, максимум аполитичности. В ересях – всегда рационализм, ослабление антиномичности, боязнь безумия, движение по направлению наименьшего сопротивления. Безумная мистика церковных догматов не побоялась утверждать Троичность Божества, дерзнула сказать об одном и том же в одно и то же время – одно и три. Рационалистические ереси всегда обходили трудности и антиномичности, не дерзали на безумие и говорили один об одном, а три о другом… Безумная мистика Церкви дерзала сказать, что Христос был и совершенным человеком и совершенным Богом, ... рационалистические ереси всегда говорили, что Христос был только Бог, а человеческая природа была в нем призрачна или что Христос был только человек, что воля в Христе была лишь одна. Не выносило еретическое сознание антиномичности» (18: стр. 39, 40). Поэтому ереси лишь абсолютизируют часть истины, в то время как полнота истины находится в Церкви. Мысли Бердяева по этому поводу перекликаются с мыслями Соловьева, однако Бердяев подает их в контексте выведения понятия безумия, абсурда. Полнота истины у него квалифицируется как вера в абсурдное. Внешне кажущееся абсурдным на диалектической глубине оказывается наиреальнейшей истиной. Мы должны учиться видеть противоположное как свое, утерянное ранее и недостающее нам в настоящее время.

По поводу одной из первых книг Н. Бердяева «академический» философ кн. Е. Трубецкой сказал: «Боже, упаси нас от «дерзновений» этих!», – и был по-своему прав. Идти на подвиг отречения от себя в свободном акте «абсурдной» веры можно только при условии отсутствия сомнений и отсутствия склонности к несвободной рефлексии. Но главное при этом – иметь совесть, ощущать в своей душе незримое присутствие Божье. Бердяеву это было дано, в соответствии с возможностями его гороскопа. К сожалению, в большей части людям свойственно считать других идентичными с собой, забывая при этом формулу «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Очень многим свободный акт веры может навредить, потому что нашему вниманию предлагается верить часто во что-то весьма недостойное веры. Я полагаю, что Бердяеву было дано в значительной степени познать истину и увидеть ее осуществление в будущем, хотя в частностях он мог и ошибаться. Во всяком случае, его устами иногда «говорила комета». И он ощущал это безусловное интуитивное знание, полученное практически из первых уст.

Смысл кризиса всей современной философии, как пишет Бердяев, – в возврате к бытию и живому опыту, в преодолении искусственной перегородки между субъектом и объектом. Должна быть создана новая «философия тождества», по духу родственная Шеллинговской, но обогащенная новыми знаниями. Бердяев видит эту возможность в возвращении к «философскому примитивизму», к некоторым моментам досократовской философии, но «на почве высшей сознательности». Должен быть восстановлен реалистический тезис относительно бытия, реалистический критерий истины, согласно которому опыт есть сама жизнь во всей ее полноте; мышление есть само бытие; объект знания присутствует в знании своей действительностью; знание есть само бытие.

Очень точно и в соответствии со взглядами зерванитов Бердяев передает свое понимание природы зла: «Начало зла одинаково не находится ни в Боге, ни вне Бога (как бытие самостоятельное). Поэтому Бог не ответственен за зло и нет никакого другого Бога, кроме Бога добра. Зло находится вне сферы бытия, рождается из небытия и в небытие возвращается; оно не обладает силой, почерпнутой из божественного источника, и так же мало есть сила, противоположная Богу, как бытие иное, конкурирующее. Внутри Абсолютного не может быть никакого злого бытия, а вне Абсолютного вообще никакое бытие немыслимо. Относительное несопоставимо с Абсолютным… Закон единства Абсолютного есть основной закон интуитивного разума… Соблазн манихейского дуализма, соблазн увидеть два равносильных начала бытия, двух богов, в том и коренится, что абсолютное и относительное рассматриваются в одной плоскости, как соотносительные и конкурирующие силы. Ответственность за зло потому лишь возлагают на Бога, что считают возможным сопоставлять злое с абсолютно добрым» (18: стр. 148). Бердяев видит зло в отпадении от абсолютного бытия, совершенном актом свободы, и в переходе в сферу призрачного бытия – небытия. Но зло ничего не сможет отнять от божественной полноты и ничем не сможет ее ограничить, так как относительное и небытие не могут ограничить абсолютного бытия, все в себе заключающего. Зло – это творение, обоготворившее само себя, нарушившее иерархическую целостность: первый Ангел в небесной иерархии назвал себя Богом, или равным Богу, на деле став Сатаной. Замечательны также слова философа о том, что «всего менее можно осмыслить отношение между добром и злом в сознании дуализма духа и материи. Сама по себе материя не есть зло, и не в ней источник зла. Плоть так же свята в своей божественной первооснове, как и дух, но так же, как и дух, может быть испорчена» (18: стр. 150).

Соблазн люциферианского знания не потому греховен, что греховно знание, а потому, что сам этот соблазн есть незнание, что знание абсолютное только в Боге. От лжи родилось зло. Смысл бытия, по словам философа, связан с иррациональной тайной свободы греха. Добро не должно быть насильственно навязанным. Оно принимается только свободно. «Если начальным в мировой истории была свобода выбора добра и зла, то конечным будет свобода утверждения добра, т.к. зло будет сознано как окончательное рабство. Поняв свою свободу как свободу от Бога, как отпадение и восстание, творение поработилось и свободу потеряло. Все для него стало чуждым и внешним и потому давящим и насилующим», – исал Бердяев (18: стр. 152). Он считал, что человечество – это космический центр бытия, высшая точка его подъема, душа мира, соборно отпавшая от Бога и потому соборно же она должна вернуться к Нему, «обожиться».

Закон Ветхого Завета был предварительным подготовлением человечества к принятию религии Христа. Христианство – уже не религия жертвы и закона, а религия любви и свободы. Кровавая жертва заменяется жертвой бескровной – Евхаристией, приобщением к жертве Христа, отменившей все другие жертвы, а Закон заменяется свободной любовью. Религия Христа, по словам Бердяева, потому бессильна в истории, что мир еще не принял свободу. Он ожидал прихода Царя, который будет править миром, а пришел униженный и беспомощный, распятый миром. Мир должен был свободно узнать Царя в образе Распятого. Царь не мог бы стать искупителем, и спасительная жертва не осуществилась бы. Кажущееся бессилие христианства говорит о силе его, но эта сила – в свободе и любви. Смысл творения в том, чтобы мир полюбил Бога-Любовь, а не устрашился Бога-Силы. В свободе лежит и тайна греха, и тайна искупления и спасения, но уже в свободе, соединенной с Божественной любовью, как считает Бердяев.

Интересно, что если В. Соловьев видел причину неудач христианства в мире в отсутствии любви и нежелании самих представителей культа жить в соответствии с христианскими заповедями, то есть в несовпадении теории и практики, то Бердяев объясняет это только отсутствием свободы и любви, явно уповая на время Водолея, когда это станет возможным. Иными словами, Бердяев точнее отвечает на вопрос о причине недостаточной силы христианства: еще не пришло время. Религия эпохи Водолея появилась в эпоху Рыб, где она постепенно созревала в глубинах человеческого подсознания, чтобы родиться в эру Водолея и явить всему миру свой прекрасный образ.

В объяснении Бердяева можно также услышать истинную причину, отличающую христианство от остальных религий: другие религии входили в наш мир как бы насильственно, декретивно, в виде данных сверху указаний. И только христианство по своему замыслу (если абстрагироваться от всех злоупотреблений фанатичных лже-миссионеров и организаторов крестовых походов) обретается свободно, а значит, воистину основывается на любви. Это происходит потому, что христианская эпоха – это начало включения субъективного, человеческого фактора осуществления мировой истории. Человечество же привыкло к «объективированному» бытию, к рабскому подчинению сильным мира сего, к соединению государства и религии; у него не было прежде опыта свободы. В эру Рыб тяжело было быть свободным: противостоящий Рыбам знак Девы связан с подчинением, рабством и служением, – в общем, со всяческим принижением человека. И этот знак работал в диалектической паре с Рыбами. Христианство в своем высшем замысле не могло осуществиться, но оно должно было пройти фазу смирения и послушания, прежде чем включились свободные творческие силы человека. Вот что говорит по этому поводу философ: «Христианская религия все еще не была полным откровением, ... не наступили еще времена для раскрытия положительной религиозной антропологии… В религии Христа был дан Богочеловек и открылась правда о личном Небесном спасении, но не было еще дано богочеловечество и не была еще целиком открыта правда о соборном спасении мира» (18: стр. 176). Мы видим, что мысли Бердяева устремлены в будущее: он видит в нем нечто новое, чудесное и преобразующее, в отличие от многих других мыслителей, которые стремятся все объяснить причинами, коренящимися в прошлом или настоящем. По сути, призывая к истине Христовой, они психологически остаются в круговом времени Карана, без движения вперед, к выходу из него. Бердяев же «прорывается» в будущее, а за ним – и в вечность, которая тоже является одной из важнейших тем его философии.

Мыслитель отмечал, что христианское государство было сделкой христианства с язычеством. Само государство имеет языческое происхождение и потому католический папизм и византийский цезаризм – это остатки язычества, знак того, что человечество еще не приняло в себя Христа. Для богочеловечества Христос – Царь и Первосвященник. В «историческом» христианстве времена откровения Святого Духа еще не наступили, и человечество «соблазнялось», жило в своей коллективной истории по-язычески. Протестантизм, как вслед за В. Соловьевым считает Бердяев, был не только разрывом с Церковью, но и здоровой реакцией на вырождение Церкви; он пытался восстановить свободу Христову; в нем утверждалось личное начало, лежавшее в основе религии Христа. Протестантизм как кара христианства возник потому, что в христианстве не было положительной религиозной антропологии, и пустующее место заняла антропология ложная. В протестантизме не было творческих религиозных сил, он нес в себе лишь отрицательную правду, породившую в дальнейшем рационализм, – то есть типично «женский» порок. Если в католичестве было искаженное учение о Церкви, хотя была сама Церковь, то в протестантизме сама идея Церкви начала постепенно истребляться. Рационалистический индивидуализм, а вслед за ним позитивизм оказались итогом этого отрицательного развития.

«Что должна, наконец, наступить эпоха Святого Духа, что то будет эпоха любви и свободы, это давно уже предчувствовалось, мечта о ней всегда была заложена в христианстве. Иахим из Флориды учил о трех фазисах откровения и ждал откровения Св. Духа. В XIII веке францисканцы проповедовали о трех эпохах – Отца, Сына и Духа Св. и эпоху Духа начинали со святого Франциска. Хилиастические надежды с особенной силой возродились в реформационную эпоху; в мистических сектах ждали близкого наступления чувственного тысячелетнего Царства Христова. В начале XIX века Баадер и Шеллинг учили, что религиозное откровение должно перейти в новый фазис Св. Духа и в нем должна явиться Церковь Св. Иоанна. Но то были индивидуальные предчувствия христианских гностиков… Все эти движения не носят еще вселенского характера, не идут изнутри Церкви», – пишет философ (18: стр. 105). Многое еще должно произойти, прежде чем мы вступим в новую религиозную эпоху.

Бердяев считал, что не может быть особенной религии Святого Духа. Есть религия Святой Троицы, которая вмещает полноту откровения. Третий Завет будет лишь исполнением Завета Христа. И прежде всего, говорил философ, раскроется тайна нового брака, – мистического соединения, которого нет в порядке природы. Он существовал лишь на высших ступенях посвящения в тайну любви, но от него пойдет преображение мира. В макрокосме Христос соединяется с Невестой своей Церковью, и так же в микрокосме муж соединяется с женой. Новая, святая любовь, мистический брак победит мировой порядок, лежащий во зле. Семья еще лежит в природном порядке, она – еще языческая, как и государство. И на вершинах мистики раскроется последняя тайна соединения мужественного и женственного, тайна андрогинности. В этих словах мыслителя дано понимание истинной природы любви и брака: в эзотерической астрологии и системе домов Джамаспа, в которой он жил, VIIм домом и знаком Весов, связанных с браками, управляет планета свободы Уран, а планета мистики Нептун экзальтирует в знаке любви Лев. Высшая любовь действительно мистична, а подлинный брак действительно свободен (естественно, не в современном понимании этого слова – не в понимании свободы от обязательств и ответственности). Уран с Нептуном как раз находятся на вершине гороскопа кометы Шумейкера-Леви, и в обычной системе координат Уран управляет Водолеем, а Нептун в нем экзальтирует. Потому эти планеты можно рассматривать на двух уровнях восприятия. Характерно, что брак самого Бердяева происходил с включением, прежде всего, энергий Нептуна и Урана, так же как и супружеская его жизнь тесно связана была с действием этих планет.

Назад

Вперед