На главную страницу
Статьи

Оксана Лианова.

Страна-религия.


 

Умом      Россию      не     понять,

Аршином   общим   не  измерить.

У      ней      особенная       стать.

В Россию можно только верить.


Федор Тютчев


Многие астрологи считают, что России покровительствует знак Водолея. Мне всегда хотелось узнать, на каких основаниях. Кто первооткрыватель этой идеи и чем он руководствовался – мне неизвестно. Есть предположение, что виной тому – идея астрогеографа I ст. н.э. Клавдия Птолемея, чьи труды (возможно, ввиду их древности) пользуются особым уважением и нередко рассматриваются, как истина в последней инстанции. Известно, что России, как государства, во времена Птолемея не существовало, поэтому и опираться на его слова в отношении России, я думаю, не стоит. Со знаком Водолея и планетой Сатурн, как известно, Птолемей связывал Сарматику, а Сарматика имеет прямое отношение к Руси, к формированию русинских племен, в первую очередь полян, которые заселяли преимущественно территорию нынешней Киевской области, в то время как племена, представляющие сейчас Россию, обитали на севере и северо-востоке Руси и не ассимилировались в своей истории со скифо-сарматами.

Птолемей разложил всю известную ему земную территорию на 12 знаков Зодиака, из которых сложил 4 треугольника (сектора кругов) и поставил им в соответствие четыре стороны света. Северо-восточный треугольник он по некой своей логике связал со знаком Водолея и Сатурном. Треугольник Водолея на карте Птолемея охватывает страны Большой Азии, Армении, Гиркании, Бактрианы, Каспии, Сирии, Оксианы, Согдианы и Савроматии. Довольно большая, на мой взгляд, соседская компания. Было бы странным, если бы такое большое количество совершенно разных этносов имело родственный менталитет именно в связи со своим территориальным расположением.

Собственно, географическое положение и не должно решать все. Иначе, если бы зодиакальный знак государства или этноса полностью зависел от места его обитания, то любой народ, расселяясь на новой территории, становился бы кардинально другим, тождественным с предыдущими жителями этой земли. Тогда бы американцы обрели менталитет индейцев (например, описанные Фенимором Купером гордость и честность), евреи стали бы такими же, как их предшественники ханаанцы (Иегове это бы очень не понравилось), а восточноукраинские новоселы средины 30х годов прошлого столетия становились бы искренними украинцами и привязывались к украинскому языку, как более соответствующему их новому этническому типу.

Возможно, привычка ассоциировать Россию с Водолеем сформировалась с тех времен, когда Россия объявила себя наследницей Киевской Руси, точнее, сначала (с подачи Петра I) на это намекнула, переименовав Московское княжество в Российское государство, потом европейцы намек поняли, а затем уже вслед за ними сама Россия подтвердила, что Россия и Русь суть одно и то же. Но если внимательно присмотреться к складу ума и характера российского народа, а также проанализировать всю его историю, начиная от возникновения Московского княжества и вплоть до сегодняшних дней, можно всерьез усомниться в Водолейском характере этого государства.

Начну с главного. Для меня фундаментальным качеством Водолея является СВОБОДА. Могу заметить, что «тюрьмой народов» и «страной рабов, страной господ» Водолейскую страну никто бы не стал называть, тем более свои. За всю свою историю Россия не проявила тех качеств, которые бы дали право именовать ее свободной страной. Скорее, ее можно было бы назвать традиционной восточной деспотией, где простой народ никогда не имел собственного голоса и практически ничего не решал. К слову сказать, знаменитая реформа Петра Столыпина 1861 г., которая была призвана освободить российский народ от крепостных уз и сделать из его представителей свободных частных предпринимателей, была адекватно воспринята только на Украине. А вот русские крестьяне ее не поняли и не оценили, а большевистские лидеры еще и объяснили, что это – форма еще большего закрепощения крестьянства. Русские в это поверили, о чем свидетельствует успех Октябрьской революции, не вызвавшей восторга на Украине.

С другой стороны, Водолей – общинный знак, в котором Солнце находится в изгнании, и у российского народа действительно очень сильные коллективные энергии при слабом личностном начале. Напомню, что голодомор 30х годов на Украине был связан с отсутствием таких коллективистских энергий в украинском менталитете. Украинцы игнорировали колхозы, предпочитая свободные формы частного хозяйствования, за что и поплатились. Но, несмотря на общинные черты русского менталитета, его вряд ли назовешь Водолейским, поскольку Водолей при этом остается в меру скромным и не любит находиться в центре внимания, – чего никак не скажешь о России, которая никогда не стремилась быть неприметной. Она всегда старалась заявить погромче о себе на международной арене, то же самое происходит и сейчас.

Водолей – неформальный лидер, популярный в небольшом кругу и никак не претендующий на управление широкомасштабными военно-политическими процессами, способными перекроить карту мира, и в этом отношении он, опять-таки, не совсем подходит для характеристики России. Еще одно яркое свойство этого знака – экстравагантность, оригинальность, стремление к новшествам, к развитию новых идей и технологий. На мой взгляд, экстравагантностью и оригинальностью русский народ не отличается. Он больше придерживается патриархальных устоявшихся взглядов и приобретает преимущественно то, что на данный момент престижно и способно производить на окружающих впечатление некой состоятельности, – это ближе к Стрельцу. Практически все стили, моды и технологии русские заимствуют на западе, постоянно, но безуспешно «догоняя и перегоняя» его, – совсем как в апории Зенона об Ахилле, который никогда не догонит черепаху, поскольку, хотя в каждый момент своего движения он проходит некую часть пути, но черепаха тоже не стоит на месте и уходит все дальше, оставаясь для него все так же недостижимой.

Со стремлением к новым, оригинальным проектам, направленным в будущее, связано еще одно качество Водолея, – его непредсказуемость, – и здесь, как я полагаю, Россия даст фору многим. Кто-то из западных политиков заметил, что на любую военную хитрость Россия может ответить непредсказуемой глупостью. Сюда же относится и поистине оригинальная победа России над Наполеоном после взятия последним Москвы. Еще одна «западная» фраза, относящаяся к России и имеющая близкое содержание, – «это страна с непредсказуемым прошлым». Российская история пишется под ту или иную политическую силу, находящуюся в данный момент у власти. И здесь непредсказуемость связана не с новыми, прогрессивными идеями, а с желанием укрепить центральную власть и убедить простой народ в ее состоятельности.

Таким образом, российская непредсказуемость работает исключительно в военно-политической сфере, что не совсем органично для Водолея, чья деятельность направлена на социальные и интеллектуально-технические преобразования. Водолей продуцирует новые идеи, создает свои собственные технические механизмы и методики, в то время как консервативные граждане России предпочитают все покупать за границей, ездят туда на отдых, лечение и, по мере возможности, отдают на учебу своих детей. С западом Россия торгует преимущественно оружием и сырьевыми ресурсами. Вот в сфере вооружений им действительно принадлежит ряд ноу-хау, поскольку здесь их творческий потенциал разворачивается во всю свою ширь.

Вполне водолейскими можно считать и русские народные сказки об Иване-дураке, который достигает больших успехов, практически не вставая с печи. Но они берут начало еще в дохристианских временах. Это – сказки древнерусской земли, хорошо усвоенные заселившими ее позднее неславянскими народами. Например, японский исследователь фольклористики Ката Ока обратил внимание на то, что большое число имперских фольклористов XIX в. (Афанасьев, Квитка-Основьяненко, Максимович, Рудченко) собирали по украинским селам огромное количество украинских сказок и высылали в центр, где их переводили и издавали под видом русских.

Спору нет, есть некоторые основания сравнивать Россию с Водолеем, но это – лишь малые «остатки роскоши» от прежних обитателей славянских территорий. Ведь уже с конца 12го века на землях Руси стали складываться новые реалии: давала себя знать масштабная взаимоинтеграция степи и оседлых народов. Украина, к примеру, сформировалась, как явно выраженный Телец с фрагментарными вкраплениями Водолейских энергий в виде перманентной борьбы за свободу на всех фронтах и казацкой вольницей с чубами и серьгами, оставшимися в память о древнерусских дружинниках.

Киевскую Русь многие считают Водолеем, но Руси, как государства, давно нет. Хотя Россия и пытается копировать имперский почерк Древней Руси, у нее это слабо получается, хотя бы потому, что на Руси было народное вече, которое довольно долго продержалось. Опять-таки, народное вече по духу ближе сегодняшней Украине, где «на двух казаков три гетмана». Известно, как российский царь Иван Грозный разделался с Великим Новгородом, где еще в древнерусские времена было много славян и русов, в отличие от соседних северных территорий, где обитали угро-финны. Когда Новгород сделал попытку войти в состав польско-литовского княжества (куда входила и тогдашняя Русь), царь послал в этот город опричников, которые вырезали практически все население, а затем свезли массу «своих» людей и расселили. Но психология Новгорода еще долго оставалась чуждой Московскому княжеству, поскольку эту процедуру затем повторяли еще два раза, пока все население прежде славянского города не стало абсолютно органичным с остальными жителями этой страны.

Водолейским называют пантеон языческих богов Киевской Руси, – возможно, вполне справедливо. В ее составе были разные племена, не питавшие особой привязанности друг к другу и не желавшие объединяться даже перед угрозой монголо-татарского вторжения. Периодически они платили дань в Киевскую казну (времена были милитарные), но в целом были относительно свободны от Киевского центра («заплати налоги и спи спокойно»).

Когда я начинала изучать астрологию, мой первый учитель излагал свою оригинальную систему управления знаками (мне посчастливилось учиться у ниспровергателя основ). По поводу Водолея он сказал, что этому знаку он ставит в соответствие Юпитер. Обоснование было весьма убедительным.

– Вот смотрите, – сказал он, – под знаком Водолея находится Россия, так? А какая главная характеристика русского народа, как вы считаете?

И сам же ответил:

– ШИРОТА-А-А!..

И для убедительности показал рукой широту.

– А какая планета символизирует эту широту? Правильно, Юпитер! Конечно, Юпитер!

Так была доказана правомерность использования Юпитера, как сигнификатора Водолея. Позже я перешла на традиционную систему сигнификации знаков Зодиака, но вспомнила сейчас ту давнюю лекцию и подумала: «А он не так уж был неправ!» Учитывая, что русской душе действительно свойственна широта, не иначе как Юпитер имеет свое императорское влияние на эту внушительную по размерам и амбициям страну. Но только не в качестве спорного управителя Водолея, а в качестве традиционного управителя Стрельца.

Юпитер – очень интересная планета, наделенная «претензиями звезды». Помимо того, что самая большая, она хранит подсознательную память о главной в истории своего формирования неудаче. Когда-то ей совсем немного не хватило, чтобы вспыхнуть и стать звездой. Тогда бы к ней было совсем другое отношение: не как к одной из многих планет, обреченных во веки веков обращаться вокруг центрального светила, а как к важнейшему источнику света для всего близлежащего пространства. Но не вышло, и отсюда – хорошо известные нам характеристики Юпитера, которому как будто не дают спать лавры Солнца. Требуя к себе такого же отношения, как к Солнцу, он не в состоянии его обеспечить. Не имея солнечной энергии созидания, он не имеет и солнечных творческих заслуг, но, тем не менее, претендует на авторитет и уважение, опираясь не на реальные свои свершения, а исключительно на собственный вес.

Астрологи называют Юпитер планетой «большого счастья», поскольку он способствует расширению, социальному признанию, прибавлению многочисленных возможностей, хотя создаваемый им авторитет нередко бывает дутым. Не замечая мелкого, он устремлен в иные миры, способствуя своеобразной космической интеграции Земли во Вселенной. Он словно вводит нас в звездную семью иных цивилизаций, и, видимо, по этой причине в России так много внимания уделяется космическим проектам, направленным на расширение жизненной ойкумены землян. Со знаком Стрельца связаны контакты с иными мирами и культурами, – как на Земле, так и в космическом пространстве. Это – самый интернациональный знак, и это – одна из важнейших характеристик России.

Есть очень громкие слова у Ф.М. Достоевского о том, что русский с французом – француз, с англичанином – англичанин, и т.д. А в советскую эпоху повальная русификация всех советских народов называлась интернационализацией. Интернационализации подвергались и страны социалистического лагеря: все они должны были учить русский язык и переписываться с «братьями по духу» в «прогрессивном» Советском Союзе. Но авторитет Советского Союза был дутым. Он обеспечивался не солнечными, творческими свершениями страны, идущей впереди Европы всей в социальном, экономическом и культурном отношении, а исключительно ее внушительной военной силой.

Подобно необыкновенно большому для Солнечной системы Юпитеру, Россия – страна необыкновенно большая для Земли. Более того: можно даже сказать, что она вообще не имеет границ. Со времен Золотой Орды Россия (тогда еще Московия) постоянно разрасталась. Но в 1991 г. с ней случилось несчастье: все «интернационализированные» республики воспользовались ее временным «демократическим ослаблением» и отделились от нее, вернулись к своим языкам и культурам. Но Россия не была бы Россией, если бы с этим смирилась, и теперь она пытается не только восстановить утраченное, но и приобрести, по возможности, большее.

Неистребимое стремление России к расширению, экспансии и захвату соседних территорий (западная исследовательница Эва Томпсон назвала это «территориальной клептоманией») дает основание для сравнения колонизаторских стилей России и отчаянно критикуемого ею «дикого запада». Но есть существенное отличие: западный колониализм остался в далеком прошлом и получил негативную оценку от самих бывших колонизаторов, оказывающих теперь поддержку своим прежним колониям, в то время как Россия отнюдь не собирается от этих благ отказываться и что-то менять. Прирост площади за счет новых территорий – национальная черта России, управляемой, как мне представляется, «большим счастьем» Юпитером, которому всегда немного не хватает, чтобы стать «чем-то большим».

Теперь стоит остановиться на вопросе об истоках этой экспансионистской особенности России. Замечу, что славянская земля всегда была богатой и плодородной. Заселившие ее племена имели все ресурсы и возможности для успешного земледельческого хозяйствования. Характер этих народов очень близок к характеру нынешних славян и отличается уравновешенностью, устойчивостью, миролюбием и упорством. В то же время, «загадочная русская душа» характеризуется не совсем понятной для оседлых народов любовью к «быстрой езде», эволюционно оправданной разве что в свете добывания хлеба насущного путем внезапных набегов на мирные селения с действительно стабильной производственной базой.

Широкая и привольная монгольская степь – наилучшее место для формирования характера России в эстетике «птицы-тройки», несущейся неведомо куда, и «дают ей дорогу другие народы и государства». Гоголь называл ее «Русь», но имел в виду Россию, отождествляя, как было принято в его эпоху, эти два понятия. Но ни Киевская Русь, ни чуть позже Украина, как я понимаю, не неслись куда-то вдаль за чудесами, не разбирая дороги. Их вполне устраивала надежная водная артерия Днепр, наиболее успешная на всем европейско-азиатском пространстве.

«Птица-тройка» – это тот же Стрелец, получеловек-полулошадь, мифологический кентавр, который целится в неведомое. Ведь Юпитер не знает, что значит быть Солнцем, но очень хочет им быть. Стрела, пронзающая полукруг на символическом изображении Стрельца, означает прорыв из замкнутого и ограниченного во многих смыслах пространства в мир небывалых чудес и возможностей. И в полном соответствии с этим символом Россия неоднократно пыталась «прорубать окно» в Европу, где, как ей всегда казалось, текут молочные реки с кисельными берегами и растут невиданные золотые яблоки. Пожалуй, лишь степному народу свойственна неудовлетворенность тем, что ему досталось в Божий дар, ведь природа степи не слишком щедра. Его обуревают вечные желания «чего-то большего», и он ищет счастья вне родных земель, привычно скудных на земельные ресурсы. И если славянские народы довольствуются тем, что им отмерил сам Господь, и благодарят Его за щедрость, то успех степных народов во многом зависит от быстроногости их коней и меткости их вечно голодных всадников. Степные лошади, которые уносят своих всадников в дальние края, – это тоже воплощение Стрельца.

Многие исследователи считают русских наиболее генетически близкими с угро-финнами и в меньшей степени – с тюркскими народами. На мой взгляд, здесь именно тот случай, когда воспитание решает все. Ведь потомками угро-финнов являются также современные эстонцы и финны, у которых очень мало сходства с россиянами, как и мало исторического сходства между их государствами и Россией. И недаром философ Н. Бердяев называл Россию «христианизированным татарским царством». Как известно, тюркские пришельцы обильно селились по территории Руси, – в большей степени, в северо-восточных, или колониальных ее регионах, поскольку на юго-западных направлениях располагались сильные государства, с которыми Орде не очень хотелось встречаться. Как я понимаю, тогда и начал складываться тот набор душевных свойств россиян, который мы знаем сегодня. По причине то ли заключения семейно-родственных союзов с тюрками, то ли неподдельного восхищения незваными гостями, обладающими психологией победителя, коренные жители северо-восточных равнин Руси стали адаптироваться в новых реалиях и все больше проявлять черты Стрельца. Именно эти черты в характере нынешних русских являются, на мой взгляд, доминирующими. И если бы речь шла об угро-финских душевных характеристиках, вопрос о Стрельце даже не стоял бы.

Возможно, в русском национальном характере сплелись воедино карело-финское спокойствие и некоторое безразличие, обеспечивающее русским пассивное принятие любых решений их властей, и тюркские имперские амбиции, заставляющие русских находить компенсацию во внегосударственом пространстве, в ощущении себя великой, уважаемой нацией, с которой считается весь мир. Сюда же я могла бы отнести комплекс колонизированного народа (им предки нынешних русских были во времена Киевской Руси), у которого благодаря монголо-татарской опеке, начиная с XIII в., появилась уникальная возможность занять место своих колонизаторов и продолжить политику прежней метрополии. На мой взгляд, в русском национальном характере превалируют именно степные черты, и это делает его близким к знаку Стрельца.

Еще одна деталь, быть может, наименее приятная, о которой мне хотелось бы сказать. Когда дочь Ярослава Мудрого Анна уехала во Францию, чтобы выйти замуж за короля франков, она писала в своих письмах о том, как неприятно поражена окружающей обстановкой. Среди прочих ужасов (повальная безграмотность, немытость и т.п.) она назвала повсеместную грязь на улицах, – по всему было видно, что полуварварский народ франков только-только обрел территорию для оседлого проживания и еще не научился на ней жить. И если княжна Анна была так шокирована увиденным в Париже, значит, в Киеве, откуда она приехала, все было иначе? Киев был просвещенным городом, где боярские дети получали обязательное образование. Бани в городе были распространенным явлением, а главное – на улицах было чисто. Примерно так же, как сейчас в том же Париже и вообще в Европе. Только в Киеве с некоторых пор все изменилось. С тех пор, по-видимому, как степные кочевники поделились с нашими предками своей ментальностью.

Сор и грязь на городских улицах – типичный пример кочевого воспитания. Ведь в продуваемой ветрами степи бессмысленна любая уборка: кочевник живет в седле, а не на земле. У такого человека нет постоянного дома: сегодня он здесь, завтра – там. А что останется после него, – его не волнует. Степная природа сама о себе позаботится: что не развеет ветер, то растопчут конские копыта. А вот в оседлых регионах грязь мешает элементарному ведению хозяйства и становится источником болезней. Она не только неэстетична, но и нерациональна, и потому в сознании нынешних западных народов заложено естественное отвращение к мусору на улицах. На его уборку выделяются большие деньги, да и сами люди не сорят без надобности. Почему дикие готы, заселив Европу, научились чистить улицы, а ассимилированные тюркскими племенами бывшие колонии Руси не только этому не научились, но и приучили жить по-новому остальные нации уже в составе Российской империи, прежде жившие в чистоте? Наверное, потому, что заселившие запад народы остепенились и поверили в то, что обрели свой дом. А русские по-прежнему в седле. Их империя еще не сформировалась, она еще в процессе становления и прибавления. Россия – еще пока не оседлая страна, и станет ли когда-нибудь оседлой?

Многонациональность, плавно переходящая в интернациональность, широта души российского народа, отражающая широту степных просторов, а также широта завоевательных и космических прожектов, – пожалуй, главные черты, характеризующие страну Стрельца. «Наследник Киевской Руси» предстает перед изумленной Европой суровым, аскетичным всадником, находящимся в перманентном военном походе, и, пожалуй, не успокоится, пока не охватит своим «миссионерским» влиянием весь мир.

Милитарное сознание постоянно нуждается в образе врага. На протяжении всей истории в русском народе постоянно взращивается нелюбовь к другим, «чужим» народам, – отголоски такого воспитания мы наблюдаем и сегодня в российских СМИ. В глазах россиян первым недругом оказался главный соперник на военном поприще – «дикий запад», или «атлантическая цивилизация», как называет его нынешняя российская интеллигенция. Едва Россия получила отказ от членства в НАТО, она тут же объявила эту организацию «агрессивным военным блоком», с которым следует вести духовную войну. Кто не с нами, тот против нас. Для Стрельца вообще типично делить мир на «своих» и «чужих». Есть «наши», – все, кто входят или в состав Российской империи, или в сферу ее влияния, – и «чужие», которых следует шельмовать, как злобных недругов, постоянно посягающих на «источник света», – т.е. Россию, – или на ее интересы на других территориях. Кстати, недавно политическая элита России изложила свои соображения, согласно которым во Второй мировой войне виновата Польша, которую, кстати сказать, она же вместе с Германией в начале войны и разделила на двоих.

Разделение мира на «свет» и «тьму» – одно из фундаментальнейших свойств любой религии. Религиозность, вера в свою высокую миссию, направленную на освобождение человечества от тьмы, что бы под ней ни подразумевалось, являются важнейшими чертами Стрельца. И если Водолей – знак неформального лидера, то Стрелец – реальный лидер, сильный и харизматичный. Он ведет за собой в светлое будущее, в новую космическую эпоху, прорываясь к далеким звездам и чужим галактикам. Российским мыслителям всегда было свойственно создание сонма «гениальных» идей по осчастливлеванию человечества, как правило, помимо его воли. Такого количества социально-идеологических экспериментов, инспирированных благими намерениями, не знает, пожалуй, ни одна другая страна в мире (из последнего – коммунизм, хотя ему вряд ли суждено остаться последним).

Россию трудно назвать религиозной страной, в собственном смысле этого слова. Считая себя православной, Россия никогда не была по-настоящему христианской страной. В отличие от католического запада, Российская Церковь не была ни над, ни вне государства. Она всегда подчинялась государству и служила его целям. Поэтому центральной религией в России является не христианство, а нечто возвышающееся над ним, а именно – сама РОССИЯ. Сама нация освящает собой христианство, которое покоится в ее тени, и для обоснования столь странного положения дел Россия использует мессидж о своей интернациональности. Когда в обычных обстоятельствах религия символизирует свет, в условиях России свет символизирует страна, в то время как другие страны воспринимаются в контексте «светоудаленности»: кто не желает «интернационализироваться», – тот «тьма».

Возникший в интеллектуальных кругах России XVго в. лозунг «Москва – Третий Рим» – даже не религиозный постулат, поскольку он подразумевал такое положение, при котором в состав Российской империи должны были войти Византия, часть Турции, Греции и ряд православных стран восточной Европы. Таким образом, Третий Рим здесь позиционировался, как государство с номинально православным уставом, подчиненным светской власти со своей национально-конфессиональной идеей.

Подобный вариант страны-религии я нахожу разве что у еврейской нации, хотя и со своими нюансами. У иудеев тоже религиозно освящался этнос, а всеми политическими делами занимался лично Бог, направляя своей могущественной дланью иудейских верноподданных на «великие» дела по очищению жизненного пространства от чужаков во имя процветания богоизбранного народа. Весь иудейский Ветхий Завет – это авторское провозглашение узаконенного Богом права нации на разгром других народов, отождествляемых с духовной тьмой.

Еврейский вариант серьезно отличается от российского отсутствием темы интернационализации. Кто не еврей, тот не еврей, и точка. Совсем не так у русских, поскольку русским («интернациональным») может стать каждый, и это всячески приветствуется. Ведь Иудея и Израиль не стремились расширяться и «одухотворять» своим генофондом другие народности, а Россия, как показывает жизнь, остановится в своем территориальном развитии не раньше, чем вся людская ойкумена войдет в ее состав и заговорит на русском языке. Вообще, фраза «Русские идут!» – это о Стрельце, а не о Водолее. И если иудеи считали себя богоизбранным народом, призванным освободить от тьмы все человечество (даже если оно будет состоять из одних евреев), то россияне (на правах Третьего Рима) тоже претендуют на звание «народа-богоносца», освобождающего от «тьмы иной национальности», а в перспективе – от всеобщей тьмы, особенно когда под ней подразумевается «не-русскость»: «Нам, русским, за границей иностранцы ни к чему».

На сегодняшний день я могла бы назвать три самообожествленных (в тот или иной исторический период) государства: Россия, Израиль/Иудея дохристианских времен и Германия времен Третьего Рейха, тоже именовавшая себя наследницей Римской империи. Из всех перечисленных стран одна Россия воплощает характеристики Стрельца.

Стрелец символизирует как учение и веру, так и учителя, духовного пастыря, ведущего народы за собой в мир лучшей жизни. Рожденные под этим знаком привыкли поучать и наставлять других, даже если сами плохо разбираются в материале. Они щедры на советы и ценные указания, порой не дожидаясь, когда их о том попросят. Только Россия, к примеру, точно знает, что нужно ее соседям, а что – нет, и настойчиво дает им рекомендации. У Стрельца есть неистребимое внутреннее чувство своей правоты. Как никто другой, он умеет верить в то, во что он хочет верить, и в упор не замечать нежелательных вещей. Он смотрит «поверх голов», где моделирует одному ему известный мир своих надежд, желаний и иллюзий. Поэтому так действенна в России пропаганда, выдающая желаемое за действительное, а из всех искусств важнейшим является кино. Но в отличие от Голливудской фабрики грез, создающей высокие образцы эстетических вкусов рядового человека, российские творцы экрана и пленки создают монументальные картины величия своей страны-религии, которая издревле сражается со злобными врагами, упорно препятствующими ее бесконечному расширению и «выходу за пределы».


Когда-то моим самым любимым знаком был Стрелец. Я и сейчас его очень люблю, ведь это знак высокой идеи, соединяющей высшие и низшие миры. Но рожденный под Стрельцом берет на себя огромную, почти неподъемную ответственность. Стрелец – едва ли не самый одухотворенный знак зодиакального круга, но быть органичным с его космическими энергиями может далеко не каждый. Трудно найти другой такой знак, который бы настолько высоко возносил человека и так низко его опускал: кому много дается, с того много и спросится. И не менее трудно встретить человека с Солнцем в Стрельце, кто во всем объеме воплотил бы в жизнь его светлые идеи, – что уж говорить о государстве?

Самое худшее преступление – преступление против Бога, против веры в победу добра и справедливости. Потому и высока ответственность, связанная с религиозной миссией Стрельца. Того, кто решился на такую ответственность, ждут большие искушения, и среди первых, – искушение заменить собою истину и Бога и повести за собой в сторону, уводящую от истины и Бога. Как в одной из песен «Русского альбома» Б. Гребенщикова:


                                                     Запрягли, взнуздали мне коней беспредела,

                                                     А кони понесли… да все прочь от Тебя.


Вот что грозит сегодня России.

Мессианская задача Стрельца – обеспечить народам лучшую жизнь, увлечь за собой, используя не военную силу, а силу духовного убеждения. Но для этого субъект должен быть зрелым. А куда за собой нас может увести ребенок?

Без мессианской идеи Стрелец не проживет. Ибо это неистребимо, это диагноз, с которым надо как-то жить, а значит, искать свою духовную концепцию. Но такой концепцией должны быть не Потемкинские деревни, не сытые «Кубанские казаки» во времена голодомора в сельскохозяйственных районах империи, не виртуальная угроза человечеству со стороны «свирепых атлантов», – одним словом, не пыль в глаза, не пропаганда ради раздувания имперского величия своей страны, не Россия ради России, а Россия ради человечества.

Сейчас Россия продуцирует массу прогнозов о том, как она поднимется после 2012 г., через сто лет, через четыреста, в этом тысячелетии… До этого нужно дорасти. Изжить все комплексы, которыми больна сегодня, например, Европа или Америка, – но их надо сначала обрести, чтобы потом, быть может, перерасти. Когда-то Ленин предвещал особый путь России, по которому она может, минуя капитализм (с его «негодной» Столыпинской реформой), почти мгновенно достичь идеального социального устройства, коим он считал первобытный коммунизм. Мне кажется, сейчас из России раздаются те же Ленинские лозунги: перепрыгнув через некие ступени, уже в ближайшее время Россия рассчитывает попасть в светлый рай. Она рассчитывает стать мировым технологическим лидером, ведь ей, как Водолею, да еще в свою эру, сам Бог велел. Но как это сделать? Для этого нужны какие-то переходные этапы, опыт, традиции. У России их нет. «Сколько ни говори «халва», во рту сладко не станет».

Подозреваю, что Россию причисляют к Водолею не столько потому, что хотят показать преемственность Киевской Руси и России, сколько потому, что начинается эра Водолея, в которой Россия хотела бы играть ту же имперскую (но не Водолейскую) роль хозяйки мира. Ее не интересуют свободные черты Водолея, ее интересует мировое лидерство, которое, как думают некоторые астрологи, в «свою» эру стране просто обеспечено. Но пока Россия – империя, которая жестко отслеживает все сепаратистские настроения на своих территориях и контролирует свой разношерстый народ, она никогда не будет Водолеем. И слава Богу! Достаточно вспомнить, как судьба обошлась с Иудеей в ее собственную эру Рыб! Неужели этого желает для себя Россия?

Завершая свою работу, хочу сказать: я не ставила перед собой цели ректифицировать гороскоп России. Их сейчас и так очень много, и неблагодарный это труд, который, к тому же, подрывает доверие к астрологии, поскольку у всех разработчиков гороскопов России все удивительным образом сходится. В основном они выводят российские корни из Киева, реже – из Новгорода или Старой Ладоги. Мало кто ориентируется на время появления Москвы (в этом случае и история сужается, и чести поменьше). Я бы тоже историю России 12м веком не ограничивала. Корни России следует поискать где-то в более отдаленном прошлом, в монгольских степях. Во всяком случае, – духовные корни, начало Стрельцовской цивилизации, и не важно, как она сейчас называется. Следующим ее витком я бы назвала момент обретения статуса империи угро-финским Московским княжеством, которое вдруг стало демонстрировать явно выраженные черты Стрельца. Тут тебе и «миссионерство» в отношении других народов, и «интернационализм», и потребность в самовозвеличивании и внешне выраженном уважении окружающих стран, и полное отсутствие самокритики и способности посмотреть на себя трезвым взглядом, и неистребимая потребность поучать других, и четкая идеологическая направленность, благодаря чему в российское кино и спорт, как в главное средство пропаганды, вкладывается огромное число материальных средств.

На сегодняшний день российские и те иностранные астрологи, которые приняли на веру московский миф об идентичности Руси и России, настаивают на тождестве России со знаком Водолея. Я больше склоняюсь к мысли, что Россия – это, в первую очередь, религиозная держава, где официальная религия поставлена в один ряд с такими державоутверждающими символами, как «Самодержавие, Православие, Народность», хотя на самом деле религия не играет большой роли в российском обществе. Россия верит, прежде всего, в себя и свою историческую миссию, которая описывается, опять-таки, в имперских категориях: собрать земли и народы вокруг себя, интернационализировать их (т.е. унифицировать и свести до русского образца) и повести куда-нибудь в светлое будущее. Русские граждане, как никто, умеют закрывать глаза на внутренние проблемы, на тотальную дезинформацию, которая льется почти со всех каналов СМИ: для них идея важнее правды. Они умеют жить в виртуальном мире, созданном лишь мечтой и фантазией, и в этом – весь романтизм «загадочной русской души». Но, тем не менее, России свойственно, как никому на свете, верить в свой успех, а вера есть добрая половина успеха.

Назад
 

 Вперед